Как использовать робота в программе кумир. Работа с системой программирования КуМир (Комплект Учебных Миров)

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Работа с системой программирования КуМир (Комплект Учебных Миров) 1. Установка КуМир 2. Знакомство с исполнителем Робот 3. Основные команды исполнителя Робот 4. Циклы, условия, примеры решения задач. 5. Задачи для самостоятельной работы 1. Установка КуМир Чтобы установить систему программирования КуМир, необходимо сначала перейти на официальный сайт разработчиков этой системы и скачать установочный дистрибутив. Сайт находится по адресу: И выглядит следующим образом: Если нажать на надпись, выделенную красным прямоугольником, то начнется закачка установщика текущей версии программы. Так будет выглядеть скачанный файл: Запускаем установку: 1. Нажимаем «Далее» 2. Нажимаем «Принимаю»

3 Находим ярлык программы на рабочем столе или в меню «Пуск» и пробуем запустить среду КуМир: 2. Знакомство с исполнителем Робот Робот один из исполнителей алгоритмов, доступный в системе программирования КуМир. Чтобы открыть окно робота, нужно нажать на кнопку на панели инструментов, указанную ниже на скриншоте: Должно открыться следующее окно: Как вы видите, робот «живет» на прямоугольном поле, разделѐнном на ячейки. Сам робот это маленький ромбик в центре этого поля. Это поле по-другому называется стартовой обстановкой робота и сейчас мы научимся, как еѐ менять.

4 Итак, заходим в меню «Инструменты» - «Редактировать стартовую обстановку робота». Должно открыться следующее окно: Как видно из раздела «помощь», чтобы добавить препятствия на поле робота, нужно щелкнуть по границе между ячейками, а чтобы переместить робота, необходимо щелкнуть на нѐм левой кнопкой мыши и перетащить в другое место. Попробуем изменить обстановку следующим образом:

5 Теперь осталось сохранить эту обстановку. Выбираем пункт меню «Обстановка» - «Сохранить как стартовую» И выбираем произвольную папку для сохранения и имя файла, жмѐм «сохранить»: Теперь, если ещѐ раз открыть текущую обстановку робота, то мы увидим, что произошли изменения: Обратите внимание, что если открыто синее поле, то вы изменяете стартовую обстановку робота. Если же поле зелѐное, то это текущее поле для работы с роботом. Не путайте их!

6 3. Основные команды исполнителя Робот Примечание: чтобы научиться хорошо работать с роботом, набирайте и выполняйте все алгоритмы, приведённые в данном пособии. Как мы определились ранее, робот это исполнитель алгоритмов. И как у каждого исполнителя, у него есть своя система команд. То есть набор команд, которые робот понимает. Вот основные команды робота: вверх вниз влево вправо закрасить перемещает робота на одну клетку вверх перемещает робота на одну клетку вниз перемещает робота на одну клетку влево перемещает робота на одну клетку вправо закрашивает ячейку, в которой стоит робот Как вы уже поняли, первые 4 команды нужны для перемещения робота по полю. Итак, попробуем эти команды в действии. В КуМире напишем следующий текст (точки в стоках 4, 5, 6 ставятся автоматически): Команда «Использовать Робот» позволяет указать системе КуМир, что мы будем работать с исполнителем робот. Если мы не напишем эту команду, КуМир не сможет распознать команды, которые мы будем вводить. Запись алг нач кон также обязательна и обозначает: алгоритм, начало, конец. Все команды нашего алгоритма для робота мы будем писать между ключевыми словами нач и кон.

7 Итак, реализуем простейший алгоритм для робота. Обратите внимание, что если команды написаны верно, то они подсвечиваются синим цветом. (нельзя написать команды «в низ», «право» или «верх», будьте внимательны!). Выполнить алгоритм вы можете двумя способами: 1. По шагам выполнить одну команду алгоритма и остановиться 2. Непрерывно выполнить все команды алгоритма сразу. Попробуем запустить непрерывное выполнение алгоритма, робот перейдет в конечное положение:

8 Чтобы понять, как «ходит» робот, можно попробовать пошаговое выполнение: для этого нажимайте клавишу F8 или выберите пункт меню «Выполнение» - «ШАГ». Робот сделал 2 команды «вправо» и остановился на команде «вниз». Если ещѐ раз нажать F8 (один шаг алгоритма), то робот шагнѐт вниз и остановится на следующей команде. Таким образом, много раз нажимая F8 мы можем выполнить все шаги алгоритма. Обратите внимание, что выполнение алгоритма всегда начинается из той точки, в которой изначально стоял робот. Попробуем выполнить следующий алгоритм: Робот стоял в левом верхнем углу прямоугольника. После непрерывного выполнения алгоритма он закрасит 3 клетки и окажется в клетке, указанной на скриншоте.

9 Что же произойдет, если мы попытаемся шагнуть «вверх» из начального положения, то есть пойти «в стенку»? Как видно на скриншоте выше, робот разбился, потому что он не умеет проходить сквозь стенки. Алгоритмы, в которых робот разбивается (неважно о какую стену), считаются ошибочными. 4. Циклы, условия, примеры решения задач В среде КуМир есть возможность менять размеры стартовой обстановки. Мы можем уменьшать количество клеток на поле робота, а также увеличивать их. Также можно представить бесконечное поле для робота и решать на нѐм задачи. Допустим, имеется стартовая обстановка, как показано ниже на скриншоте: Задача 1: Робот расположен на поле напротив вертикальной стены, слева от неѐ, размер поля и расстояние до стены неизвестны. Необходимо дойти роботом до стены. Очевидно, что невозможно решить эту задачу просто написав последовательно много команд «вправо», потому что робот либо разобьется о стену, либо не дойдет до неѐ. Угадать это невозможно, так как расстояние до стены неизвестно.

10 Но из условия задачи можно понять, что нам нужно идти роботом вправо до тех пор, пока не встретится стена. То есть нам нужно много раз выполнить команду вправо, но остановиться тогда, когда на пути встретится стена. В этом нам поможет цикл типа «пока». Обратите внимание, что у нас в алгоритме появилась новая алгоритмическая структура цикл. Разберем, как она работает. нц пока начало цикла «пока» справа свободно условие, проверяющее, свободна ли клетка справа. Если стены между текущей клеткой и соседней справа нет, то условие верно (возвращает значение «да»), иначе - условие неверно (возвращает «нет»). кц конец цикла Цикл выполняется следующим образом: 1. Проверяется условие «справа свободно» (т.е. есть справа стена или еѐ нет) 2. Если условие верно, делаем команды, написанные между нц и кц. Если нет переходим на команду, записанную после кц 3. Возвращаемся на проверку условия В начальном положении у робота свободна клетка справа, поэтому условие верно (надпись «да») и робот выполняет команду «вправо». Очевидно, что робот остановится в клетке, которая прилегает к стене (условие станет неверным), то есть дойдет до неѐ. Аналогично, можно решить задачи движения до стены сверху, стены слева и стены снизу на бесконечном поле. Для этого стоит лишь поменять команду условия.

11 Роботу доступны следующие проверки: слева свободно справа свободно снизу свободно сверху свободно эти команды также, как и команды движения, относятся к системе команд робота. Обратите внимание, что команды «вверху свободно», «низ свободно» или любые другие, отличающиеся от приведѐнных выше, будут неверными. Как и с командами движения, правильность написания условий можно отследить по выделению шрифта синим цветом. Задача 2: Обойти роботом прямоугольник изнутри и закрасить все клетки, прилегающие к стенкам (начальное положение робота: верхний левый угол). Начальное положение Алгоритм «дойти до нижней стены» Алгоритм «дойти до нижней стены и закрасить» Подумайте, почему не закрасилась последняя клетка?

12 Алгоритм «дойти до нижней стены и закрасить, дойти до правой стены и закрасить» Аналогично добавим циклы для двух других стенок. Задача решена. Задача 3: Дана стартовая обстановка, представленная на скриншоте ниже. Пройти роботом по коридору, закрашивая только те клетки, у которых присутствует нижняя стенка. Мы знаем, как реализовать алгоритм движения до правой стены. Напишем и выполним его:

13 Теперь подумаем, как закрасить клетки, у которых есть нижняя стенка. Если мы просто добавим в цикл команду «закрасить», то робот закрасит нам все клетки: А нам нужно закрашивать только с тем условием, что снизу есть стена. Посмотрим, как добавить такое условие в алгоритм: Команда если-то-все называется условной (условным оператором) и позволяет по условию выполнять либо одно действие, либо другое. Посмотрим внимательно на условие «не снизу свободно»? Что же оно означает? Команда «снизу свободно» проверяет свободно ли снизу и если свободно возвращает «да», иначе «нет». НЕ это отрицание этой команды. То есть «не снизу свободно» проверяет есть ли снизу стена. И если стена есть (снизу несвободно), то возвращает «да», иначе «нет». В итоге, команда «закрасить» выполняется только тогда, когда снизу стена. Это нам и было нужно. Задача 3.1: Задание то же, что и в предыдущей задаче, но нужно закрасить только те клетки, у которых есть и нижняя и верхняя стенки. Для этого напишем сложное условие (из двух простых, соединѐнных союзом и).

14 Выполнение алгоритма: Робот закрасил только те клетки, где выполняются оба условия «не снизу свободно» и «не сверху свободно», то есть клетки, у которых есть стена сверху и снизу. Задача 3.2: Стартовая обстановка та же, но необходимо закрасить клетки, у которых есть хотя бы одна стена сверху или снизу (или обе вместе). Для этого между условиями используем команду «или»: Обратите внимание, что робот не закрасил только те клетки у которых нет ни нижней, ни верхней стены. Операции не, и, или называются логическими операциями и позволяют из простых условий составлять сложные. Эти сложные условия вы можете записать как в цикл «нц пока», так и в условный оператор «если-то-все».

15 5. Задачи для самостоятельной работы: Примечание 1: Во всех задачах нужно закрасить клетки поля так, как указано в столбце «задание». Начальное положение робота имеет значение и указано на скриншотах со стартовой обстановкой. Примечание 2: После того, как вы написали алгоритм, решающий задачу, попробуйте немного изменить стартовую остановку, не меняя сути задачи (например, уменьшить или увеличить коридор для примера-задачи 3) и снова попробовать выполнить ваш алгоритм. Если и в этом случае все работает верно, то задача решена. Пробуйте ради интереса находить такие стартовые обстановки, в которых ваш алгоритм не будет работать (иначе за вас их найдет учитель;) Стартовая обстановка Задание Расстояние между вертикальными стенками не менее 2 клеток. Конечное положение робота неважно Робот находится в середине горизонтальной стены. Конечное положение робота неважно Конечное положение робота неважно

16 Конечное положение робота неважно Конечное положение робота неважно Конечное положение робота неважно Закрасить указанные ячейки и перевести робота в конечное положение. Другие стартовые обстановки можно взять из демо-версий ГИА по информатике (или придумать самим)


Практикум по КуМир В данном практикуме будут рассмотрены только возможности исполнителя Робот, которые можно использовать для написания программы при выполнении задания ГИА. После запуска среды КуМир на

20.1 Запись короткого алгоритма в среде формального исполнителя Примечание Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля.

Задачи для исполнителя РОБОТ 1.Линейные алгоритмы 1.1. Перевести Робота из начального положения () в точку A за минимальное число шагов любым из возможных способов. 1.2. Перевести Робота из начального

19 Информатика. 9 класс. Вариант ИН933 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом В электронную таблицу занесли данные о сдаче выпускных экзаменов учащимися одного из городов. Ниже приведены первые

Задание 20.1. Составление алгоритма для формального исполнителя (высокий уровень, время выполнения - 45 мин) Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

Итоговая контрольная работа по Информатике и ИКТ 9 класс Демоверсия Инструкция по выполнению работы На выполнение итоговой контрольной работы по информатике отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Задание 1 Выполнение алгоритмов для исполнителя ЕГЭ по информатике

С2_1. Исполнитель обот Исполнитель обот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Ниже приведено описание обота. У обота есть четыре команды перемещения: вверх вниз

Задание 14. Выполнение алгоритмов для исполнителя Робот При решении задач данного вида необходимо знать: 1. В школьном алгоритмическом языке нц обозначает «начало цикла», а кц «конец цикла»; все команды

19 Информатика. 9 класс. Вариант ИНФ951 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом В издательстве детских книг данные об изданных книгах хранятся в электронной таблице. Ниже приведены первые пять

Информатика. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ по теме «Логика и алгоритмы» Инструия по выполнению работы На

Информатика. 9 класс. Вариант ИН933 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые

Информатика. 9 класс. Вариант 1 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли результаты диагностической работы учащихся 8 класса по математике. На рисунке приведены

Информатика. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 1 Информатика. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ГИА-9 по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

1 Введение 1.1 Обстановки Робота Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке прямоугольном поле, разбитом на клетки, между которыми могут стоять стены. Обстановка, в которой находится Робот, называется

Информатика. 9 класс. Вариант ИН90601 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли данные наблюдения за погодой в течение одного года. Ниже приведены первые пять

Переводной экзамен «Информатика» 8 класс (базовый уровень) Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по информатике отводится 90 минут (два академических часа). Работа состоит из

ТЕМА «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ» В КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 9 КЛАСС (методические рекомендации по решению задач повышенного и высокого уровней сложности) Малышев Михаил Владимирович,

Решения заданий I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ для учащихся 5-6 классов г. Мурманск 2016-2017 учебный год Цель проведения олимпиады: выявление наиболее талантливых

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ Часть А (задание с выбором ответа) Часть 1 (При выполнении заданий этой части (1 6) обведите номер выбранного ответа кружком. Если Вы выбрали не тот номер, зачеркните его и обведите

Итоговая контрольная работа по ИНФОРМАТИКЕ 9 класс, 2015 2016 учебный год Демоверсия ФИ класс дата Инструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей, включающих в себя 13 заданий. Часть 1 содержит

Информатика. 9 класс. Вариант 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли результаты наблюдения за погодой в городе Зарайске в течение года. На рисунке приведены

Информатика. 9 класс. Вариант Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 9 В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по русскому языку и математике. На рисунке приведены первые

Вариант 14-02 Часть А А1. Дано N = 1528, M = 6C16. Какое из чисел K, записанных в двоичной системе, отвечает условию N < K < M? 1) 11011102 2) 11011002 3) 11010102 4) 11010112 А2. Между населёнными пунктами

Работа с окнами Открываемые программы, файлы или папки появляются на экране в полях или рамках, называемых окнами (именно от них операционная системаwindows - Окна - получила свое название). Поскольку

Урок 2: Основы навигации и Правка 2.0 Введение В Уроке 1: Панель инструментов Excel мы рассмотрели элементы интерфейса Excel. Сейчас же мы научимся пользоваться основными его функциями. Это своего рода

Windws Лабораторная работа 1 Тема. Основы работы в операционной системе Windws. Цель. Научиться управлять окнами, выбирать команды меню и работать с окнами запросов, создавать папки, переключаться между

1 Введение 1.1 Общие сведения Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков и т. д. на бесконечном во все стороны листе, ниже этот лист называется чертежным листом. На

1 Программирование на алгоритмическом языке Тема 2. Ветвления Разветвляющиеся алгоритмы 2 Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Идея решения: надо вывести на экран первое

Глава третья Работа с текстом 3.1 На компьютере можно написать и напечатать текст. Для вывода текста на бумагу вам понадобится специальное устройство принтер. Создавать текст, оформлять его помогают специальные

Нестандартные решения для Государственных стандартов. Урок 1 «Создание семейств заголовка узла и заголовка разреза для одного листа с возможностью нумеровать узел и разрез одинаковой цифрой» При прохождении

Стартовый контроль 10 класс Вариант 1 (Задания 1-12 по 1 баллу) Часть 1 (обведите номер правильного ответа) 1. Главный редактор журнала отредактировал статью, и её объём уменьшился на две страницы. Каждая

1. Знакомство с Calc В этом модуле вы научитесь: - запускать программу Calc. - распознавать составляющие программного окна Calc. - перемещаться по рабочей странице. - вводить данные. - закрывать программу

Глава 3 АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ 15 АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММА СКРЕТЧ Я недавно смотрел по телевизору передачу о том, как много нас окружает современных технологий. Компьютеры, роботы, сети! Это было очень интересно!

1 / 13 Часть 1 Ответом к заданиям 1 6 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа

Учебный элемент «Создание таблиц в Excel» Цели: Изучив данный учебный элемент, вы сможете: - создавать таблицы; - удалять и добавлять ячейки; - вводить и изменять данные в таблицу; - форматировать и редактировать

Информатика. 9 класс. Вариант ИНФ941 Видеоразбор на сайте www.statgrad.cde.ru 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли результаты сдачи нормативов по лёгкой

1 Выполнение алгоритмов для исполнителя Робот Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Информатика. 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Диагностическая тематическая работа по подготовке к ЕГЭ по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ по теме «Элементы теории алгоритмов и программирование» Инструкция

Работа с программой ABBYY FineReader Банк 7 Руководство пользователя ABBYY 2013 год Обработка документов в программе ABBYY FineReader Банк состоит из четырех этапов: Загрузка Распознавание Проверка Выгрузка

Работа с таблицами 1. Преобразование текста в таблицу. а) Вставьте знаки разделителей, такие как запятая или знак табуляции, в местах, где текст должен быть разбит по столбцам. Используя знак абзаца, укажите,

A18 Тема: Выполнение алгоритмов для исполнителя. Что нужно знать: правила выполнения линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов основные операции с символьными строками (определение длины, выделение

Как открыть программу Microsoft Word 2010 3. Основы работы в MicrosoftWord 2010 MicrosoftWord это многофункциональная программа обработки (редактор) текстов настольная издательская система. В Word е мы

Практическая работа 3: «Работа с рисунками, автофигурами и надписями». Рисунки Вставка рисунка из файла 1. Запустите Microsoft PowerPoint. 2. Откройте создаваемую в ходе выполнения упражнений презентацию.

7. Вывод на печать в Calc Из этого модуля вы узнаете, какими возможностями обладает Calc для вывода файлов на печать. Рассмотрим последовательно: Печать рабочих листов Поля Верхние и нижние колонтитулы

Инструкция по платформе SnilBot После запуска программы перед Вами откроется главное меню программы: Главное меню программы Логин, пароль (получает перед соревнованиями, есть логин и пароль специально

Практикум Создание ярлыков Ярлык это файл, который ссылается на другой файл. Имеет объём 400-600 байт. Открытие ярлыка приводит к запуску программы или открытию папки или документа, на который он ссылается.

Программирование в Scratch / 1 урок «Знакомство со Scratch. Первая программа» Как скачать и установить Scratch Программа Scratch бесплатно скачивается из интернета по адресу https://drive.google.com/file/d/0b4odpylshs2zdzdft1nlrmdmzjq/view?usp=sharing

Информатика. 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Диагностическая тематическая работа по подготовке к ЕГЭ по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ Информатика. 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Часть Определите

Глава вторая Файлы и папки 2.1 Рабочий стол На каждом компьютере установлена основная программа операционная система. Без нее он никому не нужный ящик. Любое задание, которое вы даете компьютеру, выполняет

Глава 2 В данной главе мы познакомимся с последней на сегодняшний момент версией операционной системы Windows от компании Microsoft. Знакомство с Windows будет достаточно кратким, поскольку описание такой

Работа в Word Шрифт и размер букв Текст, который мы печатаем в программе Word, может выглядеть по-разному. Разный вид и размер букв, толщина, начертание, положение текста на странице, цвет текста. Причем,

ИНФОРМАТИКА Рабочий лист 1 С РЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ S CRATCH П ЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО В среде Scratch (Скретч) вы можете создавать свои собственные интерактивные истории, игры и мультфильмы и делиться ими с другими

Задания А13 по информатике 1. Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных почтового отделения. Сколько читателей журнала Сад и огород проживают на Кленовом бульваре? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ: 3 2. Ниже

Домашняя работа по ИНФОРМАТИКЕ 9 класс тем кто не сдает экзамен выполнить вариант****01, тем кто сдает оба варианта Информатика. 9 класс. Вариант ИН90301 2 Часть 1 При выполнении заданий 1 6 в поле ответа

Работа в электронном журнале БАРС.Web-образование 1. Запустите любой браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Safari, Google Chrome, Yandex) 2. В адресной строке наберите адрес сайта http://school.vip.edu35.ru/

Лабораторная работа 1. СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ Схема алгоритма графическое представление метода решения задачи, в котором используются символы для отображения операций и данных. Конфигурацию, перечень и размеры

3. Условное форматирование Из этого модуля вы узнаете: - Что такое условное форматирование; - Как применять условное форматирование. С помощью условного форматирования вы можете присваивать клеткам определённые

Услови е 1 Задание 1 81. Статья, набранная на компьютере, содержит 48 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 40 символов. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ

Урок 1: Интерфейс Excel * версия 2010 * 1.0 Введение Данные в Excel располагаются в «ячейках», которые в свою очередь образуют столбцы и строки. Это помогает нам лучше воспринимать эти данные и позволяет

Основные приёмы и принципы работы в операционной системе Windows. Элементы графического интерфейса ОС Windows. Файлы, папки, ярлыки Рабочий стол Файлы, Командные папки, кнопки ярлыки Пуск (до windows 8)

Информатика (Задачи повышенного уровня из открытого банка заданий ФИПИ) 1. Запись десятичного числа в системах счисления с основаниями 3 и 5 в обоих случаях имеет последней цифрой 0. Какое минимальное

Методическое планирование системы уроков в основной школе Тема: Исполнители Цели: Обучающие: расширить представления учащихся об исполнителях; - освоить систему команд, среду исполнителей Чертежник и Робот.

162 Глава 5. Управление и алгоритмы 28 Графический учебный исполнитель Основные темы параграфа: ш назначение и возможности графического исполнителя (ГРИС); простые команды ГРИС; ш работа в программном

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Создание уроков в компьютерной программе «Интерактивная автошкола. Базовый курс» Методические указания Орел, 2015 Цель семинара-практикума: Изучить основные возможности компьютерной

1 урок

Простейший алгоритм.

Откройте программу «Кумир» Рис.1

Рис.1

Используя из строки меню «Программа→Открыть программу→1 Пример.kum», в поле алгоритма появится 1 пример Рис.2

Рис.2

Для выполнения нажмите F9 при этом в строке выполнения появится запись Рис.3 , в ответ на это надо ввести число, например 5 и нажать « Enter » Рис.4

Рис.3 Рис.4

Введите второе число, например 7 и нажмите « Enter » Рис.5 алгоритм выполнен!

Рис.5

Очистите поле алгоритма «Программа→Новая программа» - поле очищено.

Имя алгоритма может быть любым набором символов:

Имя бывает у величин, таблиц, алгоритмов и исполнителей. Имя – это последовательность

слов, разделенных пробелами. Первое слово имени не должно начинаться с цифры. Ни

одно из слов не должно быть ключевым словом.

Примеры имен: m, погода на завтра, Ноябрь 7, Седьмое ноября, дом_57б.

Примеры неправильных имен:

Альфа-бета (”-” — недопустимый символ)

Альфа или омега (или — ключевое слово)

Типы величин

Величины, с которыми работает КуМир-программа, подразделяются на несколько типов.

Величина каждого из типов может принимать свой набор значений. В языке КуМир предусмотрены следующие типы величин:

цел — принимает целые значения от -2147483647 до 2147483647

вещ — принимает вещественные значения между и

лог — принимает значения да или нет (внутреннее представление – да=1, нет=0)

сим — значением может быть любой литеральный символ (практически любой символ)

лит — значением может быть строка литеральных символов

Типы цел и вещ называются числовыми; типы сим и лит — текстовыми.

Язык КуМир содержит встроенные функции преобразования числовых типов в тексто-

вые и наоборот. При необходимости значения целого типа автоматически переводятся в вещественные, а символьные — в текстовые. Для преобразования вещественных

значений в целые используется встроенная функция int

На первых уроках будем рассматривать только первые два.

Описание величин: величины описываются рядом с ключевым словом нач

Нач цел j, k, n, вещ s

Математические операции

Название операции или функции

Форма записи

сложение

вычитание

умножение

деление

возведение в степень

корень квадратный

абсолютная величина

знак числа

синус

косинус

тангенс

котангенс

арксинус

арккосинус

арктангенс

арккотангенс

натуральный логарифм

десятичный логарифм

степень числа e

минимум из чисел x и y

максимум из чисел x и y

остаток от деления x на y

частное от деления x на y

целая часть числа x

случайное число в диапазоне от 0 до x

x + y

x - y

x * y

x / y

x ** y

sqrt(x)

abs(x) и iabs(x)

(-1, 0 или 1) sign(x)

sin(x)

cos(x)

tg(x)

ctg(x)

arcsin(x)

arccos(x)

arctg(x)

arcctg(x)

ln(x)

lg(x)

(e . 2 . 718181 ) exp(x)

min(x,y)

max(x,y)

(x, y — целые ) mod(x,y)

(x, y — целые) div(x,y)

int(x)

rnd(x)

Составление алгоритмов.

  1. Составить простейший алгоритм на вычисление среднего арифметического 3 чисел. Данные вводятся с клавиатуры.

алг среднееарифм

нач цел а,б,с, вещ д

ввод а;ввод б;ввод с

д:=(а+б+с)/3

вывод "д=",д

кон

  1. Составить программу на нахождение гипотенузы в прямоугольном треугольнике по введенным с клавиатуры катетам. (напоминаем)

алг гипотенуза

нач цел а,б, вещ с

ввод а;ввод б

с:=sqrt(а*а+б**2)

вывод "с=",с

кон

  1. Составить программу на вычисление заданного с клавиатуры синуса угла (напоминаем что sin α надо перевести в радианную меру: где пи=3,14

алг синус

нач цел а,вещ пи,с

пи:=3.14

ввод а

с:=sin(а*пи/180)

вывод "синус=",с

кон

  1. Вычислить площадь трапеции по введенным с клавиатуры двум основаниям и высоте(напоминаем S =)

алг трапеция

нач цел а,б,h, вещ s

Ввод а,б,h

S:=(а+б)*h/2

Вывод "s=",s

кон

в последнем примере обратите внимание на строку ввод а,б,h переменные надо вводить через пробел, после последней нажать «Ввод»

Для самостоятельного решения:

(значения переменных вводить с клавиатуры)

Дополнительно:

  1. перевести дюймы в мм, если 1 дюйм = 2,54 мм
  2. перевести км/ч в м/с (умножить на 1000, разделить на 3600)
  3. перевести часы в секунды.
  4. Рассчитать скорость тела (v = S / t )
  5. вычислить площадь и периметр прямоугольника со сторонами а, б
  6. вычислить объем прямоугольной призмы.
  7. вычислить площадь круга
  8. вычислить площадь треугольника по 3 сторонам (формула Герона)
  9. вычислить гипотенузу прямоугольного треугольника

Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования.

В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёжник, Водолей, Кузнечик,Черепашка.

При изучении одного из наиболее трудных разделов информатики «алгоритмизация и программирование».

Цель разработки :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по информатике.

Тема: «Исполнитель Робот в программе КуМир на уроках информатики »

учитель технологии «Информатика и ИКТ»

Пояснительная записка

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики Практика на компьютере : работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое исполнитель; СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
  • что такое алгоритм; в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
  • алгоритмов; ⇒ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:

Учащиеся должны уметь:

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Занятие 1 (2 часа) Урок 1.

Исполнитель Робот. Система команд исполнителя.

План урока.

  1. Описание СКИ исполнителя, среды исполнителя.

2.Разбор типичных алгоритмов Робота.

Ход урока.

Рассмотрим описание исполнителя.

Среда исполнителя : Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

СКИ Робота : простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.

Команды логические: (проверки условия)

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно.

Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:

Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)

Команда ветвления : команда цикла:

Если условие то нц пока условие

Серия команд серия команд

всё кц

(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице :)

Команда ветвления : команда цикла:

Если условие то нц пока условие делать

Серия команд серия команд

конец конец

Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:

В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный

Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Занятие 1 (2 часа) Урок 2.

Практическая работа « Составление линейных алгоритмов».

Задания: 1.Робот в произвольной точке поля. Закрасить клетку сверху, снизу и справа от исходного положения.

  1. Робот в произвольной точке поля. Передвинуть Робот на 4 клетки вправо, закрасив их.
  2. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле квадрат со стороной 4 клетки. Сохраните обстановку как стартовую.
  3. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле коридор с проходами в стенах. Сохраните обстановку как obst2.fil. Смените стартовую обстановку на вновь созданную.

Занятие 2 (2 часа) Урок 1.

Тема : Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Разбор задач КИМов с использованием исполнителя Робот.

использовать Робот

алг ким 2009

нач

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

кон

использовать Робот

алг ким 2010

нач

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

кон

Пр. раб. №14. Составление и отладка алгоритмов ветвления

Задания. См. Приложение.

Занятие 3. Циклические алгоритмы. Урок 1-2

Цель: раскрыть сущность понятия цикла в алгоритмах, показать формы записи циклов алгоритмах, дать навыки создания и записи циклических алгоритмов.

Пр. раб. №15. Составление и отладка циклических алгоритмов

1.Составьте алгоритм, закрашивающий все внутренние клетки, прилегающие к стене.

использовать Робот

алг

нач

нц пока справа свободно

закрасить; вправо

кц

нц пока снизу свободно

закрасить; вниз

кц

нц пока не снизу свободно

закрасить; влево

кц

кон

2.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки между Роботом и стеной. Расстояние до стены неизвестно.

использовать Робот

алг

нач

нц пока справа свободно

вправо; закрасить

кц

кон

3.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки, находящиеся между двумя стенами.

использовать Робот

алг уч3

нач

нц пока (не сверху свободно) или (не снизу свободно)

вправо

если (не сверху свободно) и (не снизу свободно)

то

закрасить

все

кц

кон

4.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки вокруг прямоугольной стены.

алг уч4

нач

закрасить;вверх

нц пока не справа свободно

закрасить;вверх;

кц

закрасить;вправо

нц пока не снизу свободно

закрасить;вправо;

кц

закрасить;вниз

нц пока не слева свободно

закрасить;вниз;

кц

закрасить;влево

нц пока не сверху свободно

закрасить; влево;

кц

кон

использовать Робот

алг уч5

нач

вправо

нц пока не снизу свободно

закрасить; вправо

кц

закрасить; вниз

нц пока слева свободно

закрасить; влево

кц

нц пока не слева свободно

закрасить; вниз

кц

закрасить;влево;закрасить; вверх;

нц пока сверху свободно

закрасить; вверх

кц

нц пока не сверху свободно

закрасить; влево

кц

кон

Занятие 4 Урок 1

Вспомогательные алгоритмы .

Цель: ввести понятие основного и вспомогательного алгоритма; объяснить правила использования вспомогательного алгоритма; разобрать примеры алгоритмов с использованием вспомогательного.

План урока

1.Ввод новых терминов (основного и вспомогательного алгоритма, вызова) и объяснение новых понятий.

2.Разбор примеров решения задач с применением вспомогательного алгоритма.

При решении некоторых задач удобно разбить их на более мелкие подзадачи, каждую из которых можно оформит как самостоятельный алгоритм. В этом случае сначала составляется так называемый основной алгоритм, в котором для решения подзадач используются вызовы вспомогательных алгоритмов, которые дописываются позднее. Такой способ решения называется методом последовательного уточнения. Он позволяет работать над проектом группе программистов, каждый при этом решает свою подзадачу.

В процессе решения задачи каждый вспомогательный алгоритм может при необходимости быть разбит на более мелкие вспомогательные алгоритмы.

Команда выполнения вспомогательного алгоритма называется вызовом и записывается в теле основного алгоритма.

Один и тот же алгоритм может рассматриваться как основной и вспомогательный по отношению к другим алгоритмам. В алгоритмическом языке сначала записывается основной алгоритм, ниже подряд записываются вспомогательные.

Задача1:

Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составить алгоритм, с использованием вспомогательного, рисующий четыре крестика на одной горизонтали. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Решение

Разбор на доске:

Задача2. Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает в шахматном порядке квадрат 8 х 8. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Занятие 4 Урок 2

Практическая работа на ПК «Решение задачи с использованием вспомогательных алгоритмов» .

Цель : привить практические навыки построения алгоритмов методом последовательного уточнения.

План урока

1.Задание полностью проходит за ПК. Учащиеся получают задания и выполняют их в программной среде Кумир. Результаты Работы сохраняются в виде файлов для последующей проверки.

Задача1 . Робот находится в нижнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает 6 вертикальных полос одинаковой длины в 6 клеток. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Задача2 .Используя вспомогательные, составьте алгоритм для закрашивания клеток, образующих число 1212.

Домашнее задание : Придумайте алгоритм, рисующий следующее изображение: Для решения задачи примените два вспомогательных алгоритма.

Занятие 5 Урок 1-2

Контрольная работа

«Составление алгоритма в среде исполнителя Робот».

Цель: проверить полученные знания по созданию и умению анализировать алгоритмы в программной среде Кумир.

Задания для контрольной работы делятся по уровням сложности и включает в себя 3 задачи с исполнителем Робот (1 и 2 задача –на ветвление и циклы, 3 задача с- на использование вспомогательного алгоритма.) Тексты заданий приводятся в приложении.

Исходные и конечные обстановки и созданные алгоритмы записываются в виде файла.

Оценка выставляется соответственно уровню сложности задания. Ученик вправе сам выбрать тип задания.

Для вводного курса с использованием исполнителей используется Кумир с «Модулем поддержки курсов» - МПК, разработанным Д.П.Кириенко, г.Москва . Поддержка МПК включена в стабильные версии системы Кумир только начиная с версии 1.8.0. Версии Кумир до 1.8.0 не содержат возможности поддержки курсов.

Для системы Windows - установить версию 1.8.0 системы Кумир с сайта разработчиков. Ссылка: http://lpm.org.ru/kumir2/files/1.8.0/kumir-1.8.0.rev2565-windows-32bit-setup.exe
Версии Кумир до 1.8.0 не содержат «Модуля поддержки курсов», поэтому нужна именно версия 1.8.0.

Запуск МПК

Для открытия окна МПК используется меню системы Кумир «Инструменты» - «Практикум».

Архив заданий для исполнителя Робот

Задания на исполнителя Робот (0-16 ) выполняются с использованием МПК. Необходимо скачать архив с заданиями , открыть из МПК файл vodoley.kurs.xml или robot.kurs.xml . Этот xml-файл содержит описания заданий, условия задач, ссылки на шаблоны алгоритмов, примеры стартовых обстановок для проверки, проверяющие алгоритмы.

Учащийся должен сохранить курс у себя в рабочем каталоге в файле с именем, например, ivanov.work.xml . В этом файле хранятся тексты решений, созданных школьником, результаты проверки его задач. Впоследствии учащийся должен открывать именно свой рабочий файл *.work.xml .

На примерах стартовых обстановок буквой “A” обозначена клетка, где робот находится до исполнения алгоритма, буквой “B” обозначена клетка, в которую необходимо переместить робота, звездочками в правом нижнем углу обозначены клетки, которые робот должен закрасить.

Инструкция по выполнению заданий

Для выполнения заданий дома учащимися и переноса выполненных заданий в школу имеется

Программирование с использованием языка КуМир

(из опыта работы)

КуМир (Комплект Учебных МИРов) – система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе .

Она разработана в Российской Академии наук в рамках плановых работ и распространяется свободно (на условиях лицензии GNU GPL v.2).

Скорее всего в ближайшие годы будет происходить постепенный переход на компьютеризированный вариант сдачи ЕГЭ по информатике. Компьютерная тестирующая система (КТС ЕГЭ) пока ориентирована на использование кроссплатформенных систем программирования Кумир и FreePascal.

В 1985 году наш академик АП Ершов придумал язык русский алгоритмический язык, похожий на язык программирования ALGOL. Но поскольку в то время ещё не было компьютерной поддержки этого языка (те, кто преподавали информатику в первые её годы вхождения в школу, помнят, что всё делалось в безмашинном варианте, вручную, на бумаге), потом появились компьютеры с дисковой операционной системой (DOS). Но хорошей программной поддержки русского алгоритмического языка не было создано. Первый КуМир работал очень медленно, его интерфейс был очень примитивен. Про Кумир забыли, так как стали появляться другие, более удобные и функциональные языки. Но, к сожалению, почти все они англоязычные . Для массовой школы их освоение сопряжено с использованием английских слов и сокращений, что требует дополнительного времени на освоение. Поэтому программирование как таковое из школы постепенно почти ушло. Учителя за редким исключением просто не включали программирование в свои уроки. А программа по информатике содержит линию программирования, значит этим надо заниматься.

Те, кто изучает язык Delphy, Pascal, Си, возврат к алгоритмическому языку воспринимают как откат назад, в прошлое, считая его примитивным. А время идёт, и наши программисты тоже работают. Тот Кумир, что был в 80-е годы, претерпел значительную доработку, и на сегодня версия 1.72 является одной из перспективных, полностью готовой для работы в школе в компьютерном варианте.

Первый сигнал о втором пришествии Кумира появился в апреле 2010 года после семинаров, которые проводили, и на Дне учителя информатики 2.04.2010 в рамках Девятого московского педагогического марафона. Чуть позже в газете «Информатика» появилась статья и, посвященная компьютерному варианту ЕГЭ.

Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы среди учителей информатики. На педагогических сайтах развернулись бурные дискуссии (см. тему «Быть Кумиру?» и обсуждение на сайте pedsovet. org).
Большинство участников этих словесных баталий Кумир не приняли, было сказано много ругательных слов.

По словам самих авторов, Кумир предназначен для начального обучения алгоритмизации и программированию (6-7 классы). Пока он занимал эту нишу, все было относительно хорошо и спокойно: практически никто из учителей не трогал Кумир, но и Кумир никого не трогал.

Но теперь встал вопрос о том, что Кумир становится одним из (двух) языков, разрешенных на компьютерном ЕГЭ по информатике, то есть «поднимается» на уровень 10-11 классов. Это заставило задуматься. Мера явно вынужденная: для компьютерного ЕГЭ требуется

    кроссплатформенность бесплатность простота установки относительная известность и популярность.

Таких сред не очень много, поэтому возврат к КуМиру вполне логичен. С этим придётся считаться и использовать в своей работе.

Надо сказать, что в методической литературе опубликовано достаточно много материалов с тем, чтобы такой массовый переход произошёл комфортно и безболезненно.

29 ноября 2010 года Московский институт открытого образования (МИОО) провёл апробацию компьютеризированной системы проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ (КТС ЕГЭ). В газете «Информатика» (№№ 24/2010 и 2/2011) опубликованы статьи из серии «Освой КуМир за 6 часов». До этого, в 2009 году, напечатан цикл материалов и «Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы КуМир». На очередном Дне учителя информатики (01.04.2011) продвижение КуМира продолжилось (проведены семинар и круглый стол). Все это говорит о том, что с Кумиром придется считаться.

В настоящее время наблюдается затишье: сроков и прямых указаний на введение компьютерной тестирующей системы пока не называют.

Как и любое явление, язык КуМир имеет достоинства и недостатки. О них много говорили на упомянутом курсе МИОО, даже была сделана Wiki-страничка «Плюсы и минусы Кумира».

Современные версии языка 1.7, 1.8 обладают рядом существенных недостатков:

    медлительность Кумира, работающего медленнее, чем любая из Паскаль-сред отсутствие «нормальной» (не черепашьей) графики совершенно неразвитые средства работы со строками (например, нет функции поиска) устарелая и полностью кривая работа с файлами (например, перед тем, как открыть файл на запись, нужно каждый раз проверять, существует ли он, и если нет, то создавать пустой файл отдельной командой) нельзя менять значения аргументов внутри вспомогательных алгоритмов (например, в реализации алгоритма Евклида как функции приходится заводить две лишние переменные); нельзя вызывать функцию как процедуру, игнорируя ее результат; неудобная и неполная справочная система; нет форматного вывода на консоль и в файл, как в Паскале (типа вывод x:4 ), это нужно, например, чтобы вывести на экран матрицу ровными столбиками.

Кушниренко обещал, что версия 2.0 будет существенно быстрее.

Общие выводы по Кумиру :

    русские команды школьники воспринимают намного легче английских для изучения основ программирования и алгоритмизации Кумир ничем не хуже Паскаля, в новой версии можно делать практически все, что нужно; если удастся серьезно ускорить вычисления, будет совсем хорошо Кумир очень неплохо идет даже в 9-11 классах на базовом уровне и может быть очень удачным выбором для тех, кто в будущем не будет профессионально программировать.

ПиктоМир

ПиктоМир - младший брат КуМира, отдельно распространяемая, свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками. ПиктоМир позволяет ребенку "собрать" из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным исполнителем-роботом. ПиктоМир в первую очередь ориентирован на дошкольников, еще не умеющих писать или на младшеклассников, не очень любящих писать. При желании, ПиктоМир-программу можно сохранить в КуМире и продолжить работу над ней в КуМире.

Программирование в ЕГЭ имеет вес 10 (первичный балл), что составляет 25% всей работы

В своей практике основы языка КуМир закладываю ещё в 7 классе при изучении исполнителей Чертёжник и Робот (по программе ЛЛ Босовой). В 9 классе работаю по такому плану.

Тема урока

Практическая работа на уроке

Знакомство со средой КуМир: непосредственное управление действиями Робота (интерфейс, команды, отказы)

Работа с Пультом, редактирование стартовой обстановки, запись линейных алгоритмов

Программное управление Роботом. Основная конструкция алгоритма: алг-нач-кон. Команда повторения: цикл К раз

Рисование контура (прямоугольник), 3 одинаковых букв. Запись текста программ в память компьютера

Команда повторения: цикл ПОКА. Блок-схема

Движение Робота до стены

Команда ветвления в полной форме. Блок-схема

Обход преграды в форме угла

Команда ветвления в краткой форме. Блок-схема

Закраска верхних боковых выходов горизонтального коридора

Переменная: имя, тип, значение. Команда присваивания

Подсчёт закрашенных клеток, выходов, шагов до преграды, возвращение в исходную клетку (цикл К раз)

Вложенные структуры. Блок-схема

Закрашивание ряда клеток через одну

Вычислительные алгоритмы, функции div и mod

Нахождение сумм, разностей, произведений заданных в алгоритме чисел. Закрашивание ряда клеток через одну

Команды ввода и вывода, функция sqrt. Аргументы, результаты, промежуточные величины.

Решение квадратного уравнения на компьютере

Нахождение максимума (минимума) двух и трёх чисел

Знакомство с исполнителем Чертёжник. Абсолютное и относительное смещение

Изображение прямоугольника с диагоналями, домика

Вспомогательные алгоритмы

Рисование улицы из трёх домиков. Рисование орнамента

Рисование параболы

Рисование параболы

Алгоритм Евклида

Запись алгоритма и выполнение программы на компьютере

Сумма цифр десятичного числа

Запись алгоритма и выполнение программы на компьютере

Команда выбора из многих вариантов

Перевод Робота из одного угла прямоугольника в противоположный

Самостоятельная и групповая работа (индивидуальные дифференцированные задания)

Исполнение алгоритмов (протокол)

Самостоятельная и групповая работа (индивидуальные дифференцированные задания)

Создание алгоритмов и выполнение программ на компьютере

Повторение: основные алгоритмические конструкции

Перевод Робота к ближайшей стене

Контрольная работа

Составить алгоритм, исполнить программу

Количество алгоритмов (программ), изучаемых на уроке, зависит от общего развития учащихся и поэтому варьируется год от года. На дом предлагаются подобные задания (с некоторым изменением ситуации, задачи перед исполнителем), на последующих уроках работы проверяются, отмечаются лучшие предложения, правильный текст алгоритмов записывается в рабочие тетради учащихся, проверяется на компьютерах.

Русский язык, подсветка и пояснение ошибок, цветное написание ключевых слов, наглядное движение исполнителей на экране позволяет включить в работу самых слабых учеников. Так как изучение темы начинается на первом же уроке с непосредственного получения видимых практических результатов управления исполнителем Робот, с работы в среде КуМир.

Большую помощь в работе по данной теме оказывает пособие «Информатика 7-9 классы» АГ Кушниренко, ГВ Лебедева, ЯН Зайдельмана, 2002, Дрофа.

Из 14 шаблонов возможных на ЕГЭ заданий (в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений в 2013 году) уже 3 задачи решаются в 9 классе: Нахождение максимума (минимума) двух, трёх, четырёх чисел без использования массивов и циклов, Нахождение корней квадратного уравнения, Нахождение наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Работу над остальными задачами необходимо решать в индивидуальном плане с теми учащимися 10-11 классов, которые будут сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Использованные источники:

    http://kpolyakov. *****/2011/04/blog-post_5678.html Сайт разработчиков Кумира (lpm. *****) Кумир на сайте НИИСИ РАН (www. *****/kumir) , Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы Кумир (*****). Кушниренко (publ. *****). Учебники по КуМиру (www. *****). , . Информатика 7-9 классы (2003 г.). (www. *****).

· Преподавание программирования в среде КуМир.

· Решение задач в системе Кумир (test. kumir. su).

· Курс алгоритмизации с использованием исполнителей системы Кумир и автоматического тестирования (*****)

    Курс «Алгоритмизация и программирование: от первых шагов до подготовки к ЕГЭ» (*****) Система программирования «КуМир». Издательство «Лицей»(www.). Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы «КуМир». Лекции, АГ Кушниренко, АГ Леонов, Учебно-методическая газета «Информатика» №№ 17, 18, 20-24 за 2009 год, Издательский дом «Первое сентября»; Информатика 7-9 классы. АГ Кушниренко, ГВ Лебедев, ЯН Зайдельман, Дрофа, М, 2002; Язык и система КуМир, Встроенная справка программы Комплект учебных миров; Информатика. Учебно-методическая газета для учителей №24 (2010 г.) и №2 (2011 г.), Издательский дом «Первое сентября»;
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: